С чего все начиналось, или Пойди туда, не знаю куда

В пешие походы я начала ходить еще в школе, в нашем горном крае этим занимаются многие. В хобби все переросло уже во взрослом возрасте, в начале 2000-х годов. Друзья семьи активно участвовали в таких походах и уговаривали нас попробовать.

В первый раз на гору Иремель (Челябинская область. – Прим. ред.), мы пошли вдвоем с мужем. GPS тогда не было, на руках – только карта с тропами. Мы были уже полтора часа в пути – не к вершине, а к месту начала подъема, удивляясь, почему так долго, когда пошел сильный дождь.

Такого ливня я никогда больше не видела – небо будто выливало воду ведрами. Все тропинки, по которым мы шли, превратились в бурлящую полноводную реку. Никакие дождевики от такого защитить, конечно, не могли. Нам ничего не оставалось, кроме как сесть в эту реку и плыть по течению.

Вода бежала так сильно, что мы довольно быстро оказались в исходной точке, и там встретили местных. Они помогли нам высушить одежду и объяснили, как в таких условиях разводить костер, а заодно рассказали, что мы вообще, оказывается, не туда шли.

В первый раз мы на гору так и не поднялись – в таких случаях говорят, что она не пустила. Юношеский максимализм «Мы все можем сами» в горах не работает, лучше спрашивать у тех, кто опытнее.

В следующем году у нас все получилось, но на месте на всякий случай уточнили, в какую сторону идти. Мы решили, что раз гора нас пустила, то подъем на Иремель должен стать традицией, с тех пор каждый год 12 июня туда поднимаемся.

Раз в год также стараемся побывать на вершине, на которой раньше не были. Раз в два года отдыхаем на озере Аракуль, там вокруг горы и тоже есть куда подняться.

Кстати, именно там муж, который давно увлекается рыбалкой, поймал, наконец, свою щуку мечты :-) Он просто закинул удочку посмотреть, есть надежда на улов или нет, и неожиданно подцепил довольно большую рыбину.

​​​​

Готовимся к походу

Стараемся ходить в горы не меньше двух раз в год, бывает, что чаще – зависит от погоды. Как бы ни было кайфово в горах, не хочется отдыхать там под проливным дождем или мерзнуть.

Обычно это двухдневный поход, максимум трехдневный, если выпадает на длинные праздничные выходные. На неделю и дольше еще ни разу не ходили.

Сначала в Челябинске мы договариваемся, кто идет, сколько дней мы там будем и чем собираемся заниматься. После этого распределяем, кто какие продукты покупает, чтобы все не взяли одно и то же.

Чаще всего одновременно едут четыре-пять семей. Мы оставляем машины у подножья, ставим палатки, немного отдыхаем, а потом поднимаемся на вершину.

Наши друзья также практикуют сплав по реке. Я еще ни разу не сплавлялась, но очень хочу. Надеюсь, что получится в этом году.

Вершина мечты

Не могу сказать, что я хочу на Эверест. Не все, кто на него поднимается, возвращаются, так себе желание. Но вот обойти все горы, которые есть в России, и, может быть, часть Кавказских гор за ее пределами я хотела бы. Можно сказать, это мечта.

Мне в принципе нравится отдыхать там, где есть горы, поэтому отпуск стараемся планировать именно в таких местах. Если выбирать между морем и горами, то… Я выберу место, где есть и море, и горы :-) Это, допустим, остров Пхукет в Таиланде, с удовольствием бы снова там побывала.

Лучше гор – только горы

Десять лет назад те же друзья, что предложили нам начать ходить в горы, пригласили покататься на сноуборде. К тому моменту они уже несколько лет занимались сноубордингом, поэтому успели прочувствовать кайф и очень красиво убеждали.

Мы приехали на местный горнолыжный курорт «Солнечная долина» в Миассе. На месте я поняла, что начать лучше с занятий с тренером, потому что было довольно страшно даже просто подняться на заснеженную гору, хотя и очень хотелось. Да и я вообще люблю, чтобы все было по инструкции.

В первый день ничего не получилось: после двухчасовой активной тренировки (как правильно стоять на доске и управлять ею) устали так, что сил едва хватило доползти до машины, не то что подняться на гору. А делать это надо было самим: до подъемника даже на тренировочной горе мы были еще недостаточно готовы.

На следующие выходные мы никуда не поехали, потому что мышцы болели всю неделю. Казалось, больше никогда не захотим кататься, это очень тяжело, но через пару недель поехали снова.

​​​​​

Еще несколько раз занимались с тренером, а потом попробовали скатиться с маленькой горы, на которую забирались пешком.

На подъемнике я впервые поднялась только на второй год. Тогда еще не было кресельных подъемников, только бугельные, и присутствовал внутренний страх, что по пути свалюсь и уже не покатаюсь. Плюс не было технической возможности спуститься на подъемнике – только на сноуборде или пешком. Если нет уверенности в своих силах, то лучше не подниматься.

Первое время я очень боялась, что на кого-нибудь наеду, потому что тормозить толком не умела. Страх есть и сейчас, но он связан с другим – что где-нибудь на горе меня собьет профессиональный или, наоборот, начинающий сноубордист. Но сильное желание спуститься с горы и адреналин, который получаешь, когда катишься, все это компенсируют.

​​​​​​

В зависимости от высоты горы ты поднимаешься на подъемнике от пяти от пятнадцати минут, а спуск занимает считаные мгновения, – неповторимые ощущения. Вообще каждый развивает свою скорость. Одни умеют и не боятся ездить очень быстро, поэтому спускаются за минуту, а кто-то в силу неопытности или просто так комфортно спускается за пять минут.

Был случай, когда я спускалась с горы пешком почти всю длину трассы. Во время движения почти в самом начале упала и сильно ударилась, дальше на сноуборде ехать уже не могла, но вернуться к подъемнику было физически тяжелее, чем идти вниз, хотя и быстрее. В итоге я 40 минут спускалась с горы, наблюдая за остальными сноубордистами. За это время они успели скатиться по четыре раза.

Первые три года катались постоянно, примерно раз в две недели. Повезло, что у нас рядом горнолыжный курорт. Потом был период, когда за два года катались всего один раз. Тогда внезапно сноубординг стал модным, им не занимался только ленивый, и в выходные в хорошую погоду взять напрокат сноуборд было просто невозможно.

После перерыва появился страх, что я не смогу больше спуститься, что отъездила свое, хватит, уже старая… Друзья сказали: «Поехали! Не захочешь – спустишься обратно на подъемнике». Но я тогда решила не ехать в Миасс, а отдохнуть на горном озере Яктыкуль (Банное). Там как раз открывался сезон, и, посмотрев на то, как все вокруг катаются, поняла, что мне этого не хватает.

После того случая приобрела собственное оборудование и с радостью катаюсь снова, стараюсь, как и раньше, хотя бы раз в две недели, но многое зависит от погоды: в холод кататься некомфортно.

Сейчас уже даже и не скажу, сколько у меня было спусков. Сначала считала: первый, второй, третий, а на втором десятке перестала. Это же не хоккей, где важен результат и сколько шайб забросил.

Но я уже чувствую потребность научиться кататься не по трассе, а по глубокому снегу. Для этих целей все рекомендуют горнолыжный курорт «Шерегеш» (Кемеровская область. – Прим. ред.), возможно, в следующем году туда съездим.

Может быть, позже появится желание участвовать в соревнованиях. Я знакома с теми, кто это делает. Понятно, что первое место на чемпионате мира ты уже не займешь, но кайф от процесса и того, что добился таких высот, все равно получишь.

Родом из детства

В моей жизни присутствуют и другие зимние виды спорта. Беговые лыжи и коньки для уральцев и сибиряков – это нечто обыденное. Этим все занимались в школе, и многие продолжают уже во взрослой жизни, как само собой разумеющимся.

Сходить вечером на каток – хорошее времяпровождение с семьей или друзьями. Я не каталась на коньках, наверное, с 15 лет, и когда несколько лет назад снова решила на них встать, то думала, что ноги разъедутся или еще что-то случится. Нет, навыки, нарабатываемые годами, никуда не уходят. Теперь стараюсь кататься хотя бы пять раз за зиму.

Беговыми лыжами стабильно занимаюсь со школы, три раза в год точно проезжаю минимум по пять километров. Я ни в коем случае не заставляю себя, действительно есть такая потребность. Так повелось с детства, когда нас учили, что занятия лыжами укрепляют сердечно-сосудистую систему и иммунитет, и сейчас это уже воспринимаешь как данность и часть обычного расписания.

Прокачу с ветерком!

Я очень люблю водить машину, даже прошла специальные курсы по экстремальному вождению, чтобы чувствовать себя максимально уверенно за рулем. Дрифты и все такое – это не для меня, мне просто нравится быстро ехать по трассе (в городской черте этим не злоупотребляю).

Безопасное вождение – это не только, когда ты следуешь правилам и не нарушаешь, но и знаешь, как вести себя в ситуации, если что-то пошло не так. Допустим, там учат, что делать, если в пути застал ливень и дорога стала скользкой, или вообще гололед под снегом, либо какой маневр совершить, когда на тебя по встречке несется машина.

Обычно в таких случаях действуешь интуитивно или из чувства страха, но после таких курсов точно знаешь, что делать. Теоретический материал закрепляешь там же на практике и потом, что называется, действуешь на автомате.

По своему опыту скажу: теперь в случае опасной ситуации не задумываюсь о том, что нужно сделать, а сразу делаю. Плюс лучше могу рассчитать свои силы, если, например, нужно чуть-чуть притопить или кого-то быстрее обогнать, но я действую в рамках правил.

Советую пройти эти курсы и тем, кто давно за рулем, особенно склонным совершать рискованные действия на дороге и тем более новичкам, чтобы научиться управлять автомобилем в разных ситуациях.

Психология спорта

Курсы по экстремальному вождению – это не про адреналин, а про безопасность. Благодаря им я могу позволить себе быстро ехать и знаю, что в случае чего смогу вовремя и правильно среагировать.

Походы в горы дают возможность посмотреть на все с другой стороны. Ты отвлекаешься от работы и расслабляешься, ты в моменте, где важно только здесь и сейчас, больше ничего нет. Ты соединяешься с природой, и мозг отдыхает.

Сноубординг – преодоление себя и своего страха. Есть люди, которые ничего не боятся, но это не я. Знаю человека, который ломал позвоночник, но все равно лезет на эту гору и продолжает кататься там на лыжах.

Это отлично помогает выработать силу воли. Ты понимаешь: нет ничего такого, что человек не смог бы сделать. Но главное – тот кайф, который ты получаешь: и когда смотришь на все с вершины горы, и когда с ветерком летишь вниз.