Работать, лежа в кровати, невозможно

Николай Свидэрский

руководитель направления трансформации ИТ

Я на «удаленке» нахожусь с 17 марта, переход случился почти сразу. У меня трое детей, двое – школьники: раньше они ходили на учебу, в кружки, а теперь постоянно дома. Нагрузка на жену возросла, поэтому без моей помощи она бы не справилась. Помогать семье и одновременно работать – это и стало первым моим вызовом…

Вторым вызовом стала организация рабочего процесса. Свое рабочее место я полностью перевез из офиса. Организовал все так, чтобы было абсолютно удобно. Этот совет часто звучит от экспертов «удаленки», и он оправдан. Работать, лежа в кровати, невозможно. Необходим эффект присутствия в офисе. Тоже самое относится и к рабочему графику. Ровно в 9 сажусь за компьютер и около 18 его выключаю. Важный момент — психологическое переключение между работой и домом. Не надо продолжать работать допоздна, хотя постоянные сообщения в мессенджеры и письма постоянно подталкивают к этому.

Для организации работы я активно использую два инструмента: Azure DevOps и Outlook. С утра открываю Outlook, вижу перечень задач, определяю те из них, которые буду сегодня выполнять, — и в бой. Далее — планерки с коллегами. До карантина с подчиненными проводили планерки раз в неделю. Сейчас приходится проводить ежедневные собрания по 15-20 минут. Раз в две недели устраиваем видеосовещание в Skype — это так называемый демо-день, минут на 30. Каждый раз после него мы обсуждаем, как улучшить наше общение. Например, в последний раз договорились, что в следующий демо-день каждый из нас подготовит по одному слайду с тремя главными достижениями.

В офисе мы нередко использовали доску для того, чтобы расписывать задачи. Но я все-таки айтишник – мне нужна была информационная система. Поэтом перед уходом на карантин стали использовать Azure DevOps – этот продукт знаком многим под названием TFS. Фактически это замена Trello. Trello – замечательный вариант для старта, но потом надо сделать выбор: либо ты за него платишь и пользуешься нормальной версией, либо нужно уходить на другую платформу. Выбор пал на Azure DevOps. Этот софт приобретен компанией, он используется внутри и в нем есть масса возможностей.

Пришлось поменять и процесс проведения мозговых штурмов. Раньше в офисе штурм выглядел так – мы вставали у доски, записывали мысли, рисовали стрелочки, клеили стикеры. Как это делать на удаленке? Помогла программа Miro. В ней создается полный аналог физической доски, с которой можно работать в онлайне. Причем она позволяет видеть «мышки» коллег: как они двигаются, что добавляют. На выходе получается структурированная проработанная идея, которую можно разбить на конкретные задачи, поделиться с коллегами, превратить в презентацию и так далее.

Все остальные лайфхаки от нашей ИТ-команды собраны на странице, которая доступна любому сотруднику Tele2: https://wiki.tele2.ru/pages/viewpage.action?pageId=23868300

Решаем задачи быстрее, чем раньше

Константин Гридин

руководитель департамента внедрения, центр планирования в Омске

Новая ситуация позволила проверить трудоспособность в условиях 100% удаленной работы. Это оказалось не так уж непривычно: похоже на работу в командировках. А их у меня обычно много, например, последняя была в начале марта.

У команды все внутренние процессы изначально строились под удаленную работу — это главный стратегический лайфхак. Ведь у нас и так много взаимодействия с поставщиками в столице и сотрудниками в регионах. И, например, центральный склад в Москве уже более десяти лет управляется удаленно из Омска. Физическое присутствие там необходимо один раз в год, для инвентаризации. Общение с поставщиками также построено удаленно: очные встречи нужны раз в два-три месяца. Сейчас контакты с ними идут через Skype, а также Zoom и Cisco Webex — у этих двух сервисов шире функционал. Часть задач мы решаем даже быстрее, чем раньше, потому что рабочее место стало доступно в режиме 24/7 и трудовой день теперь менее нормированный. Все рабочие отчеты еженедельно обновляются на удаленном ресурсе, к которому имеют доступ вся команда и региональные логисты. Это позволяет не тратить время на обмен данных и споры об их источниках.

Мой основной совет коллегам – воспринимать сложившуюся ситуацию как невероятную возможность пересмотреть подход к привычным вещам. Мы временно заглянули в будущее, где понятие границ изменилось. Нужно получить максимум опыта, пока это окно возможностей не закрылось. Сейчас я анализирую наш рабочий процесс, чтобы в будущем тиражировать сильные стороны и усилить слабые.

Чтобы предотвратить выгорание, усиленно занимаюсь спортом, сейчас на него появилось намного больше времени. А еще рекомендую прочитать три книги за авторством Юваль Ной Харари: «Sapiens: Краткая история человечества», «Homo Deus: Краткая история завтрашнего дня» и «21 урок для XXI века».

Умейте вовремя заканчивать работу

Павел Никифоров

руководитель отдела по связям с общественностью макрорегиона «Москва»

Конечно, происходящие сегодня события и разогретое информационное поле накладывают обязательства на любого пиарщика. Надо каждый день следить за новостями, чтобы быть в курсе. Но не менее важно сохранять, так называемую, «информационную чистоту»: отфильтровывать откровенные «фейк-ньюс» и доверять только официальным каналам и авторитетным источникам. Для себя я обозначил несколько деловых российских изданий вроде «Ведомостей», РБК и «Коммерсанта», пару англоязычных (Bloomberg, The Guardian), а также несколько СМИ о стиле жизни, чтобы окончательно не сойти с ума: среди них - GQ. Отличный способ получать самую свежую информацию — подписка на новостные Телеграм-каналы. Но здесь будьте готовы, что не все новости окажутся правдивыми.

Если говорить о запросах журналистов, которые ко мне поступают, тут действительно все приоритеты сместились в сторону пандемии коронавируса. СМИ интересует только одно: «Как изменилась работа компании, каково сотрудникам на удаленке, что будет дальше?» Наверное, только в последние дни тема стала сбавлять обороты. Люди устали от постоянных новостей о вирусе, и мы, со своей стороны, тоже стараемся расширять число инфоповодов, говорить больше о бизнесе Tele2 и о том, как мы помогаем нашим клиентам.

Главный совет, который я постоянно повторяю своим сотрудникам сегодня: умейте вовремя заканчивать свою работу. Находясь дома, очень трудно очерчивать конец рабочего дня и начало свободного времени. И многие этим злоупотребляют, что становится прямой дорогой к снижению производительности и выгоранию. Поэтому по окончанию трудового дня я бы посоветовал хотя бы на пару часов отключаться от внешнего мира: не читать новости, чаты, не просматривать социальные сети. Потратьте время на общение с родными, звонки родителям, приготовление еды или просто отдых.